Знай свои права: что делать, если разбили товар в супермаркете

Украинское законодательство гарантирует и защищает права всех потребителей. Помните выражение “Клиент всегда прав”? Действительно ли этот так и стоит ли платить за разбитый или поврежденный товар – разбираемся в статье.

Нужно ли платить?

Если товар поврежден до того момента, как вы заплатили за него, оплачивать покупку не нужно. Согласно ст. 17 закона Украины «О защите прав потребителей», магазинам и супермаркетам запрещено принуждать потребителя покупать ту продукцию, которая не соответствуют «необходимому уровню качества». Это значит, что до того момента оплаты покупки за состояние товара отвечает его собственник – магазин или супермаркет.

Конечно, каждый случай должен рассматриваться индивидуально.

Вот несколько частых ошибок магазинов, которые точно докажут вашу невиновность:

– плотно забитые стеллажи – если вы пробираетесь между полками и случайно задели товар, а он разбился – вашей вины в этом нет. Ширина проходов между полками должна быть не менее 1,4 метров для магазинов площадью менее 100 квадратов и не меньше 2,5 метров для магазинов площадью более 400 квадратов. Часто выставляют акционные стойки или коробки с товаром прямо в проходах, что затрудняет движение. Если причина в этом – не забудьте сделать фото с места происшествия.

– скользкий пол – вы поскользнулись, доставая товар с полки и разбили его – тоже не ваша вина;

– товар расположен неустойчиво – вы потянулись за ним и все упало по принципу домино, когда вы взяли с полки одну вещь? Это также ошибка сотрудников магазина, но не ваша.

Помните! Если вы указали магазину на свою непричастность, а администратор все равно настаивает, что вы должны заплатить за товар – принудить к этому вас можно исключительно через суд. Конечно, вы можете пойти на уступки и заплатить, но не обязаны, если не считаете себя виноватым.

Могут ли задержать?

Если администрация считает, что товар повредили умышленно, они могут зафиксировать факт, но не выпускать из магазина и требовать оплатить его не имеют права.

Нюансы

Очень важно помнить, что до того момента, пока вы оплатили покупку, использовать товар нельзя. То есть, если вы, к примеру, повредили игрушку прямо в торговом зале, администратор может вызвать полицию и настаивать на составлении протокола. Но заставлять оплачивать покупку – нет.

Как вести себя, если произошла такая ситуация

Попросите книгу отзывов и предложений, укажите в ней дату, время и место происшествия, подробно опишите, что произошло.

Если в магазине установлены камеры видеонаблюдения – эта запись облегчит поиск нужных кадров в дальнейшем.

Если камер видеонаблюдения нет, или вы не уверены, что на них будет отчетливо видно, что произошло – сделайте фото самостоятельно. Советуем также установить на смартфоне режим отображения даты и времени съемки. Старайтесь зафиксировать как можно больше.  

Оставьте в магазине свои контакты и паспортные данные. Этого должно быть достаточно, чтобы магазин вышел с иском в суд.

Важно! Охрана магазина не имеет права применять к вам силу, ограничивать свободу действий и даже повышать на вас голос. За это законом предусмотрено наказание.

Нужно отстоять ваши права в суде? Остались вопросы? Напишите в чат-вайбер специалисту “ЮрПрофБюро” и получите быструю консультацию.